В парламент Украины на рассмотрение подан законопроект №10140 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной регистрации прав на недвижимое имущество» от 01.03.2012. Нормы законопроекта не исключают, что после его принятия головная боль украинцев в вопросах оформления земельных участков останется пережитком прошлого.
Законы нужно упростить
Сегодня общественность несколько обеспокоена приближением срока вступления в силу ЗУ «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и других законодательных актов Украины» и ЗУ «О Государственном земельном кадастре». Эти нормативно-правовые акты создают принципиально новую для Украины модель государственной регистрации недвижимости. Поэтому авторы законопроекта №10140, народные депутаты Украины Юрий Мирошниченко и Андрей Пинчук, считают, что разработка альтернативного документа в этой сфере сегодня более чем необходима. По мнению авторов проекта, предусмотренные упомянутыми выше законами процедуры далеко не совершенны. В частности, это касается государственной регистрации прав на земельные участки. Законопроекты предусматривают дублирование многих функций, бюрократизацию и наполнение этой важной сферы новыми коррупционными рисками. Проанализировав нормы этих документов, депутаты пришли к выводу, что и без того нелегкий путь от выделения земельного участка до подтверждения государством прав на него становится еще более длительным и сложным. В условиях финансового кризиса создается мощный бюрократический аппарат, который запускает людей «по второму кругу»: закончив все кадастровые процедуры и получив решение о предоставлении участка в собственность или пользование, правовладельцы вынуждены во второй раз обращаться с аналогичным пакетом документов к другому органу, чтобы зарегистрировать в нем свое право. По мнению парламентариев, такая модель социально и экономически неприемлема и нуждается в существенном законодательном упрощении.
На бланках можно сэкономить
Проект Закона №10140 разработан с целью устранения пробелов и противоречий действующей законодательной базы в отрасли Государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, в частности, устранения дублирования функций органами разной ведомственной принадлежности, осуществления дерегуляции хозяйственного оборота земли и недвижимости, обеспечения открытости и прозрачности кадастрово-регистрационных процедур.
Законопроект также предусматривает удешевление кадастровых и недопустимость удорожания регистрационных процедур для населения, кардинальное снижение коррупционных рисков, недопущение осуществления новых неэффективных бюджетных расходов на массовое приобретение новых бланков строгой отчетности при наличии многолетнего запаса действующих. По мнению авторов проекта, стабильности правоотношений и экономии бюджетных средств можно достичь благодаря обеспечению использования более чем 5 млн напечатанных и оплаченных государством бланков государственных актов на право собственности на землю и право постоянного пользования землей, которых хватит еще на 5–7 лет работы. Существенно можно сэкономить бюджетные средства и с помощью «бумажного» документооборота за счет устранения дублирования однородных сведений на бумажных носителях (сведений Поземельной книги в Книге регистрации государственных актов и по регистрационному делу).
Свой «земельный» орган
Согласно законопроекту №10140, процедура выдачи государственного акта: от решения совета до зарегистрированного права собственности – максимально упрощается благодаря внедрению единственной подписи рядового персонально ответственного служащего (государственного кадастрового регистратора). Следовательно, земельные органы должны решать земельные вопросы в полном объеме, для чего им открывается возможность напрямую работать с реестрами Минюста (вместо того, чтобы гонять людей по чиновникам), а местные подразделения регистрационной службы сосредоточатся на другой недвижимости. С этой целью проектом предлагается внести изменения в ЗУ «О внесении изменений к Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и других законодательных актов Украины». В частности, предлагается изменить первые два пункта ст. 6 указанного Закона и предусмотреть создание органа исполнительной власти, который обеспечивал бы реализацию госполитики в сфере земельных отношений относительно госрегистрации прав на земельные участки. Напомним, сейчас систему органов государственной регистрации прав составляет Минюст и его территориальные органы.
Что касается информационного обмена между Государственным земельным кадастром и Государственным реестром вещных прав во время госрегистрации прав на земельные участки, то депутаты предлагают дополнить законодательство следующим пунктом: «Государственный кадастровый регистратор во время осуществления государственной регистрации вещных прав на земельные участки и их обременений вносит в Государственный реестр вещных прав: дату государственной регистрации земельного участка; данные государственного кадастрового регистратора, который осуществил такую регистрацию; кадастровый номер, площадь, место расположения земельного участка». В Государственный земельный кадастр вносятся дата и время регистрации вещного права на земельный участок, виды и характеристики этого права.
Законопроектом №10140 также предусматривается устранение двойной нумерации земельных участков в Государственном земельном кадастре и Государственном реестре вещных прав благодаря использованию кадастрового номера как единственного универсального идентификатора. Таким образом, необходимость финансово и организационно обременительной процедуры налаживания взаимодействия Государственного земельного кадастра и Государственного реестра вещных прав будет заменена возможностью Государственных кадастровых регистраторов напрямую работать с реестром. В результате, не меняя расстановки сил и приоритетов, сформируется образцовая модель межведомственного взаимодействия.
Нарушения под контролем
Наконец-то украинцы дождались возможности введения административной ответственности всех субъектов госрегистрации вещных прав за нарушение порядка и сроков государственной регистрации, а также требование не предвиденных законом документов. Следует отметить, что пока такая ответственность распространяется только на случаи выдачи государственных актов. Также предлагается ввести админответственность должностных лиц местных органов исполнительной власти за невыполнение установленных законом обязательств относительно предоставления органам кадастра решений, необходимых для осуществления государственной регистрации земельных участков и прав на них. Для этого проектом №10140 предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях: «Нарушение должностным лицом установленного законодательством срока государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений тянет за собой наложение штрафа от 20 до 50 НМДГ (340 – 850 грн)». Также предлагается дополнить КУоАП нормами относительно других нарушений законодательства в этой сфере (максимальный штраф будет составлять 200 НМДГ или 3400 грн).
Татьяна Пашковская,
«Судебно-юридическя газета»
**Инфосправка**
Что такое госрегистрация и для чего она необходима?
В соответствии с нормами ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», под регистрацией следует понимать, прежде всего, официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, отягощения таких прав путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Отягощением, по сути, является запрет распоряжаться и/или пользоваться недвижимым имуществом. Такой запрет устанавливается законом, актами уполномоченных на это органов государственной власти, их должностными лицами. Также запрет распоряжаться или пользоваться недвижимым имуществом может возникнуть на основании договоров.
Именно регистрация права собственности в Госреестре является необходимым условием для возникновения прав на недвижимое имущество. Т. е. подписания договора купли-продажи, мены, дарения и т. д. самого по себе недостаточно для изменения правового статуса собственности. Государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества на сегодняшний день осуществляет Бюро технической инвентаризации, однако с 1 января 2013 г. ее будет осуществлять Государственная регистрационная служба.
Какие документы следует подавать?
Перечень документов, необходимых для осуществления госрегистрации прав на недвижимость, зависит как от вида недвижимости, так и от способа отчуждения (купля-продажа, мена, дарение). Поэтому, кроме общих документов (заявления установленного образца, паспорта и доверенности, документов, подтверждающих оплату за проведение государственной регистрации прав и выдачи выписки о государственной регистрации прав), необходимо подбирать остальной «комплект» с учетом особенностей приобретения того или иного недвижимого имущества. Скажем, если вы купили квартиру или получили ее в наследство, правоустанавливающим документом будет являться договор купли-продажи и свидетельство о праве на наследство соответственно. Если же жилье было приватизировано, к заявлению необходимо будет приложить свидетельство о праве собственности, выданное нанимателю жилого помещения органом приватизации государственного и коммунального жилищного фонда. Если же недвижимость досталась по решению суда, необходимо предоставить решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозного недвижимого имущества в коммунальную собственность и т. д. Полный перечень таких документов утвержден Приказом Минюста №157/6445 от 18.02.2002 «Об утверждении Временного положения о порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество».
За матеріалами: «Судебно-юридическя газета»