Не секрет, что налоговые проверки являются одной из самых неприятных сторон жизни отечественного бизнеса. Но они являются одним из важнейших элементов администрирования налогов и налогового контроля и, как ни крути, без визитов инспекторов ГНИ не обойтись. Конечно, есть счастливчики, так и не ставшие объектами фактической либо документальной проверки, но камеральную переживает каждый. Подробно о порядке проведения всех этих проверок расскажет «Судебно-юридическая газета».
Поскольку тема отнюдь не проста, в сегодняшней статье мы остановимся только на общих вопросах проведения проверок и правах налоговой в их ходе. Порядку проведения каждого конкретного вида проверки будет посвящена отдельная статья.
Незваный гость – хуже… налоговой?
Согласно пп. 62.1.3 Налогового кодекса, проверки и сверки относятся к методам налогового контроля, определение которого дано в п. 61.1 НКУ. Согласно же ст. 41 того же Кодекса, налоговый контроль могут осуществлять в Украине два государственных органа: налоговая служба – в отношении налогов, которые взимаются в бюджеты и государственные целевые фонды, а также относительно законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на ГНС; таможня – относительно пошлины, акцизного налога, НДС, других налогов, которые, в соответствии с налоговым законодательством, взимаются в случае ввоза (пересылки) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию специальной таможенной зоны или вывоза (пересылки) товаров и предметов с таможенной территории Украины или территории специальной таможенной зоны.
Другие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов, в т. ч. по запросу правоохранительных органов. Поэтому ни СБУ, ни МВД, ни налоговая милиция, ни прокуратура, ни какие иные органы не могут принимать непосредственное участие в проведении проверок, которые осуществляются контролирующими органами, и проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности по вопросам налогообложения.
Что касается налоговой милиции, то ее сотрудники имеют право присутствовать при проведении плановой выездной проверки только в том случае, если она связана с проведением оперативно-розыскных мероприятий или расследованием находящихся у них в производстве уголовных дел, возбужденных относительно таких налогоплательщиков либо их должностных лиц. При этом проверки налогоплательщиков налоговой милицией проводятся в пределах полномочий, определенных законом, и в порядке, предусмотренном ЗУ «Об оперативно-розыскной деятельности», УПК Украины и другими законами Украины.
Честь имею пригласить
Необходимо четко понимать, какими правами обладают сотрудники налоговой инспекции. Прежде всего, органы ГНС имеют право приглашать налогоплательщиков или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов, соблюдения требований другого законодательства, осуществление контроля за соблюдением которого возложен на органы ГНС. Такое приглашение, конечно, должно быть оформлено в письменном виде и в порядке, установленном ст. 42 Налогового кодекса. Письменное уведомление высылается не позднее, чем за 10 календарных дней до дня встречи заказным письмом, в котором указываются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается налогоплательщик (представитель налогоплательщика). Уведомление должно быть подписано начальником налоговой и скреплено ее печатью. Форма такого уведомления утверждена приказом ГНАУ от 22.12.2010 №980.
Что делать, если документы не в порядке
Во время проведения выездных проверок налоговая имеет право получать у налогоплательщиков копии документов, которые свидетельствуют о нарушении требований налогового законодательства. Все подобные документы должны быть скреплены печатью и подписью руководителя предприятия-налогоплательщика.
Налоговики, явившиеся на проверку, согласно пп. 20.1.5 НКУ, имеют право требовать от налогоплательщиков, которые проверяются, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей и средств, в т. ч. снятия остатков товарно-материальных ценностей и денежной наличности. В случае отказа налогоплательщика от проведения инвентаризации к нему применяются меры, предусмотренные ст. 94 Налогового кодекса, – административный арест. Основанием для ареста имущества могут служить обстоятельства, перечисленные в п. 94.2 НКУ. Отметим, что такая мера, как административный арест, является исключительным способом обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей, определенных законом. При этом арест имущества заключается в запрете налогоплательщику совершать с ним определенные действия. Но необходимо знать, что, согласно пп. 94.19.9 Налогового кодекса, фактическое проведение налогоплательщиком инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей и денежных средств, в т. ч. снятие остатков товарно-материальных ценностей и наличности, является основанием для прекращения административного ареста имущества налогоплательщика.
Кроме того, во время проведения проверок налоговая имеет право требовать изготовления и предоставления копий первичных документов (заверенных подписью налогоплательщика или его должностного лица и скрепленных печатью), свидетельствующих о нарушении налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, и получать их у налогоплательщиков в порядке, установленном Кодексом. Следует обратить внимание на фразу «свидетельствуют о нарушении налогового и другого законодательства». Т. е. проверяющие должны четко знать и указать, какие документы им необходимы, и обосновать, какое отношение эти документы имеют к тому нарушению, которое налогоплательщику вменяется.
Также налоговая имеет право во время проведения проверок изучать и проверять первичные документы, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, другие регистры, финансовую, статистическую отчетность, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого положен на налоговые органы.
Деньги любят счет, а товары – учет
До начала проверки налогоплательщика налоговая имеет право проводить контрольные расчетные операции по соблюдению им порядка проведения наличных расчетов и применения регистраторов расчетных операций. Товары, которые были получены должностными лицами органов налоговой во время проведения такой контрольной расчетной операции, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде. В случае невозможности возврата такого товара возмещение расходов осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам защиты прав потребителей. Это означает, что в случае порчи либо уничтожения товаров за счет государственного бюджета должна быть произведена их замена, либо произведен ремонт, либо возмещена стоимость.
Также во время проведения проверок налоговая имеет право требовать от должностных лиц налогоплательщика предоставления полномочных лиц для совместного с представителями органов ГНС снятия показаний внутренних и внешних счетчиков, которыми оборудованы технические устройства, используемые в процессе проведения проверяемой деятельности. Это означает, что без участия представителей налогоплательщика налоговики не должны производить снятие показаний с каких-либо счетчиков. Например, самостоятельно вскрыть и залезть в кассовый аппарат без кассира представитель налоговой не может. Но если проверяющие решат, что снять показания счетчиков необходимо, налогоплательщик обязан найти «крайнего» и поручить ему принимать участие в этой операции. Просто отказаться нельзя.
А вот отказаться вскрывать сейф ключом, который есть только у системного администратора либо у главного бухгалтера, поскольку их нет на месте во время проведения проверки, можно вполне. Правда, лишь в том случае, если полномочия и ответственность за выполнение определенных функций возложены на таких лиц приказом по предприятию, скрепленным подписью руководителя и печатью.
И, наконец, во время проверок налоговая имеет право доступа на территории, помещения (кроме жилья граждан) и к другому имуществу, которые используются для проведения хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения, и/или могут быть источником погашения налогового долга. По сути, налоговая может проникнуть в любое помещение, где производится товар либо услуга, т. е. зарабатываются деньги.
Этот перечень прав налоговой является исчерпывающим. Все, что налоговики пытаются себе позволить, кроме перечисленного, является нарушением ч. 2 ст. 19 Конституции, которая гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины.